В детском доме № 18 в субботу, 28 марта, прошел праздник под названием «День Аиста». Это мероприятие, учрежденное Департаментом социальной защиты населения города Москвы, проходит с 2012 года. По словам представителя Департамента Андрея Анатольевича Коренюка, на сегодняшний день в Москве реализуется модель профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания.
Публикуем продолжение материала. Первую часть можно прочитать здесь.
Есть такая организация — «Московская социальная гарантия» (она относится к Департаменту социальной защиты). Эта организация выделяет квартиры детям-сиротам и выпускникам интернатных учреждений по достижению ими совершеннолетия. Также эта организация заключает с ними договор социального сопровождения — до 23 лет. В этот период времени дети-сироты не имеют возможности сдавать, продавать квартиру, совершать с ней иные действия. В районе «Бирюлево Восточное» в прошлом году было 57 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день — 26. Все остальные были проверены, было установлено, что дети социализированы, и тогда их сняли с сопровождения, отпустили во взрослую жизнь.
Из 26 детей-сирот, состоящих на социальном сопровождении в настоящий момент, двое обучаются в государственных учреждениях среднего профессионального образования; двое обучаются в государственных учреждениях высшего профессионального образования; десять человек ведут трудовую деятельность в соответствии с ТК РФ; пятеро ведут трудовую деятельность неофициально; трое обучаются в учреждениях образования и ведут трудовую деятельность одновременно. Не занятых — четверо: из них двое не заняты по причине ухода за ребенком и двое состоят в органах труда и занятости. Также пятеро из них состоят в официальном браке (воспитываются три ребенка), 17 человек не состоят в браке, двое не состоят в браке, но имеют детей и двое являются матерями-одиночками.
С детьми-сиротами проводятся профилактические мероприятия: содействие в трудоустройстве на работу, помощь в поиске открытых вакансий, проведение специальных тренингов, деловых игр и специальных занятий для формирования первичных навыков трудовой деятельности. Осуществляется информирование о предложениях на рынке труда, обеспечивается доступ к ресурсам, предоставляющим информацию по вакансиям. Формируется негативный образ безработного. Проводится совместная подготовка к прохождению собеседования, осуществляется содействие в подготовке и презентации личного резюме.
Организуются и проводятся различные профилактические мероприятия, такие, как акция «Готовим вместе!». В рамках данного мероприятия дети-сироты и пенсионеры обмениваются опытом приготовления различных блюд. Целью данной акции является повышение уровня социализации детей-сирот в современном мире, а также закладывание основ самообслуживания. Ведется работа по разъяснению детям преимуществ здорового образа жизни и спорта, с этой же целью организуются спортивно-патриотические игры «Ночной дозор» и «Зарница». Проводятся лекции и круглые столы в рамках Антинаркотической кампании. Проводятся конференции в форме «Вопросы-ответы» по повседневно-бытовым вопросам и вопросам социального сопровождения. Дети-сироты приобщаются к работе в форме моделирующего тренинга, посредством ролевых игр «Мафия» и «Крокодил».
Активно функционирует клуб «Домовенок»: в нем проводятся занятия, целью которых является успешная социализация детей-сирот, а также обучение классическим социально-бытовым навыкам и способам самообслуживания. Тематика клуба предполагает взаимный обмен опытом преодоления нестандартных кризисных ситуаций, встречи с успешно социализированными детьми-сиротами.
Применяются различные инновационные технологии: осваиваются современные популярные социальные сети для мониторинга и общения с детьми-сиротами за рамками рабочего времени. Время работы с детьми увеличивается в условиях информатизации в сети Интернет. Активное используется социальная реклама для формирования отрицательного отношения к девиантному поведению, наркомании, табакокурению, алкоголизму.
К сожалению, интернатные учреждения практически не занимаются подготовкой к выпуску детей, то есть к проживанию в социуме. В итоге ребенок не социализирован: он не знает, как распорядиться деньгами, как сходить в магазин, где приобрести что-либо, куда пойти работать или учиться. Когда дети живут на полном государственном обеспечении, у них все есть, и они не задумываются о том, что будет завтра, они многого не понимают. Если бы интернатные учреждения осуществляли подготовку к будущей самостоятельной жизни, детям-сиротам было бы куда проще адаптироваться.