Михаил Ермилов – контр-адмирал ВМФ, почетный житель муниципального округа Бирюлево Восточное. Звание присвоено ему за активное участие в военно-патриотическом воспитании молодого поколения, общественную деятельность, направленную на пользу муниципального округа Бирюлево Восточное, обеспечение его благополучия и процветания. В связи с днем ВМФ он дал корреспонденту нашей газеты большое интервью.
Перед тем, как отправиться в гости к Михаилу Михайловичу Ермилову, я вспомнил начало знаменитой повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Начало такое: ученики Врунгеля в мореходной школе засомневались в том, что их учитель навигации тот, за кого себя выдает, а именно: старый морской волк. Они находят повод и отправляют к нему домой «делегата». И вот что он там увидел: «на столе перед Врунгелем в специальной стоечке стояла модель яхты с высокими мачтами, с белоснежными парусами, украшенная разноцветными флагами. Рядом лежал секстант. Небрежно брошенный свёрток карт наполовину закрывал сушёный акулий плавник. На полу вместо ковра распласталась моржовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним — зверобойный гарпун. Было ещё что-то, но я не успел рассмотреть. Дверь скрипнула. Врунгель поднял голову, заложил книжку небольшим кинжалом, поднялся и, шатаясь как в шторм, шагнул мне навстречу».
Михаил Михайлович, когда я вошел к нему в квартиру, вовсе не шатался, а держался прямо, как в полный штиль. Сувениров на военно-морскую тему я заметил не так уж много: например, модель подводной лодки на подставке, несколько фигурок да коралловые рифы на полочке в стенке. Не знаю, настоящие они или нет. Акульих плавников и моржовых шкур не было. Зато плазменный телевизор заслонял довольно большой холст на мольберте. На холсте: неоконченный пейзаж с береговой линией. «Ваша работа?» – спрашиваю. «Моя» – кивнул он. Я тут же решил, что Михаил Михайлович обязательно должен быть маринистом и приготовился любоваться неистово клокочущими под фрегатами и бригантинами волнами. «Уж не Айвазовский ли вдохновил вас на творчество?» — спрашиваю, рассматривая картину. «Нет, не Айвазовский», – улыбается Михаил Михайлович и кивает на другую картину, которая висит на стене. А там тоже пейзаж, только, скорее, в духе Шишкина – на картине изображен сосновый бор. Есть у него даже масштабное полотно из истории Древнего Рима. Михаил Михайлович картины никогда не продавал. Раздавал друзьям. А потом открылась его персональная выставка в ДК «Загорье».
В общем, будь я тем самым «делегатом» из «Приключений капитана Врунгеля», засомневался бы в просоленности хозяина квартиры. «Да это скорее художник, чем морской волк!» — решил бы я. Что в облике Михаила Михайловича как надо – так это усы. Настоящие, белоснежные, военно-морские, адмиральские усы. Однако же, я точно знал, что я в гостях у настоящего морского офицера. И приключений его хватит на полновесную книгу.
Вот Михаил Михайлович перечисляет города и порты, в которых побывал во время службы: Сплит, Дубровник (Югославия), Латакия (Сирия), Александрия (Египет), Марсель (Франция), Дакар (Сенегал), о. Малабо, Конакри (Гвинея), Фритаун (Сьерра-Леоне), порт Луи на острове Святого Маврикия, Лондон (Англия), Токио (Япония) и многие другие города. Если сложить вместе все время, проведенное Ермиловым в море, это будут годы. Лет 12!
Михаил Михайлович Ермилов родился 10 февраля 1945г. в городе Туапсе Краснодарского края в семье донского казака, военнослужащего, участника гражданской войны, ветерана Великой отечественной войны. В 1947 году отец перевез семью в Севастополь, в обороне и освобождении которого участвовал. «Поселились в доме с пробоиной» — вспоминает Михаил Михайлович. Здесь он пошел в школу. А после ее окончания дорога его была прямой — в Нахимовское училище. Будучи кандидатом в курсанты, проходил службу на крейсере «Слава» и сторожевом корабле «Ворон». Сюда его направил отец, что бы он «понюхал моря».
Так, на «Славе» началась карьера морского офицера. Как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому карьера получилась славной. Впоследствии Михаил Михайлович служил на противолодочных кораблях: «Отважный», Проворный», «Скорый», «Красный Кавказ», эскадренном миноносце «Напористый» — всеми этими качествами характера он обладает в полной мере.
Выдержав качку на «Славе» и «Вороне», в 1963 году Михаил Михайлович был зачислен курсантом Высшего Военно-Морского училища им. П.С. Нахимова, которое окончил в 1968 году в звании мичмана.
Впервые пороху Ермилов понюхал в 1970 году на корабле «Отважный», где служил инженером ракетно-артиллерийской боевой части. В составе экипажа этого корабля он участвовал в обороне города Конакри республики Гвинея от португальской агрессии. А также принимал на нем участие в самых масштабных в истории флота военно-морских учениях «Океан» в Средиземном море, Атлантическом и Северном ледовитом океанах.
«Во время этих учений попали в сильнейший шторм, когда ходовой мостик на высоте 20 метров заливало волной» — вспоминает Ермилов.
Следующее участие в боевых действиях — в 73 году. Будучи уже командиром ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «Проворный», принимал участие в арабо-израильском конфликте, в обороне порта Александрия Республики Египет.
«Израиль, по сути, развязал войну – вспоминает Ермилов. Наша задача была не допустить нанесения авиаударов по порту Александрия. С учетом того, что зенитное, ракетное и артиллерийское вооружение, а также средства обнаружения воздушного противника позволяли эффективно решать задачи ПВО, корабль не допустил нанесения ударов по порту Александрия. Военно-политическая обстановка в восточной части Средиземного моря была накалена до предела. Американцы сосредоточили в этой районе значительные силы, включая два авианосца, что создавало реальную опасность военного столкновения между кораблями 6-го флота США и 5-й оперативной эскадры Черноморского флота СССР. Своевременное наращивание сил корабельной группировки в восточной части Средиземного моря позволило избежать военного столкновения».
В 1974 году по просьбе египетского правительства отряд тральных сил тихоокеанского флота, а также отряд кораблей черноморского флота в составе противолодочного крейсера «Ленинград», танкера «Чиликин» и БПК «Скорый», на котором Ермилов служил старшим помощником командира корабля, принимал участие в разминировании Суэцкого залива в Красном море (также этот отряд кораблей совершила переход из Севастополя через Средиземное море, Атлантический и Индийский океан вокруг Африки в Красное море и обратно).
«Выполнение этой задачи было непростым делом, точных сведений о местах постановки мин не было. Выставленные египтянами якорные донные мины представляли большую угрозу судоходству. Сложнее оказалось уничтожение донных мин. Их можно было уничтожать только подрывом боевых шнуровых снарядов, тем не менее, задача была успешно выполнена, что обеспечило безопасное плавание судов по заливу».
«Команда на корабле, когда все подчинены единой цели — это что-то такое уникальное. Это как единое целое. Один механизм. Потому что в этом механизме каждый матрос, каждый мичман и офицер – это винтик, без которого он функционировать не сможет. Каждый чувствовал, что от него зависит жизнь корабля» — считает Михаил Михайлович.
Высшее военное образование Ермилов получил во время обучения в Военно-Морской академии им. маршала Советского Союза А.А. Гречко в Ленинграде в 1979-1981г.г.В период с 81 по 85 год проходил службу в оперативном управлении главного штаба военно-морского флота СССР в должности старшего офицера управления, будучи в звании капитана 2 ранга
В 1985г.-1991г. Ермилов проходил службу в управлении Военно-Морского флота Главнокомандующего Объединёнными Вооружёнными Силами государств-участников Варшавского Договора в должности заместителя начальника управления Военно-морского флота. В 1990 постановлением совета министров Ермилову присвоено звание контр-адмирал. После расформирования Варшавского договора в 1991г.-1998г Михаил Михайлович проходил службу в Главном Штабе ВМФ в должности первого заместителя начальника Оперативного управления ВМФ. В 1992г. окончил «Школу государственного управления» им. Дж. Кеннеди при Гарвардском университете в США. В главном штабе ВМФ принимал активное участие в переговорном процессе с зарубежными государствами по вопросам предотвращения инцидентов на море и в воздушном пространстве. Руководил делегациями Министерства обороны на переговорах с Японией в Токио в 1996г., с Великобританией в 1996г. в Лондоне, с США в 1998г. в Москве.
В 1998г. Указом Президента РФ уволен с военной службы и зачислен в запас. Календарная выслуга: 36 лет.
Мы беседовали с Михаилом Михайловичем около двух часов. О своих приключениях он мог бы рассказывать еще долго. Было много случаев, курьезных и трагических. На вопрос, что бы он хотел сказать морякам накануне праздника, он ответил следующее:
«Главное – любить свою Родину, и беззаветно служить ей, как служили мы. Мы не задумывались о зарплате и выполняли честно свой воинский долг. Мы знали, что защита нашего Отечества – это и защита наших родных и близких. Хочется пожелать всем ныне действующим морякам учиться военно-морскому делу настоящим образом, помнить славные традиции военно-морского флота, и если потребуется, быть готовыми отдать жизнь, как это сделали наши отцы и прадеды, отстаивая свободу и независимость нашей Родины».
Михаил Михайлович Ермилов награждён орденами СССР: «За службу Родине в вооружённых силах СССР» II и III степени, орденом РФ «За военные заслуги», медалью «За боевые заслуги» и 22 другими отечественными и зарубежными медалями. «Воин-интернационалист» указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.12.1988г. Ветеран Черноморского флота, ветеран Вооружённых сил СССР, ветеран военной службы.
В настоящее время контр-адмирал Ермилов продолжает активную трудовую деятельность, работая инспектором группы инспекторов военного комиссариата города Москвы.
Метки: адмирал, ВМФ, День флота России, интервью, Михаил Ермилов