Учитель английского языка школы № 1861 «Загорье» Вероника Томилина удостоена гранта за вклад в развитие Московской электронной школы (МЭШ).
Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа удалось пообщаться с ней и узнать о том, как помогают интерактивные технологии ребенку в обучении.
– Вероника Леонидовна, как давно Вы работаете с программой МЭШ?
– Полтора года.
– За это время Вы уже много сценариев создали. А как к Вам приходят идеи их тем?
– Они не появляются на пустом месте. Во-первых, все это рождено длительной подготовкой к урокам. Ведь раньше мы готовили какие-то презентации, скачивали необходимые видео, сохраняли отдельно аудиоматериалы, подбирали различные распечатки. Все это в течение многих лет накапливалось, конечно, в разрозненном виде. А работа в МЭШ позволяет объединить их. Поэтому ничего нового в каждом из сценариев нет, за исключением каких-то мелочей, призванных украсить отдельное занятие. Но основа каждого сценарного плана – это мои наработки за 20-летний стаж.
– Вы получили грант за программу для шестых классов, которая называется «Из настоящего в будущее»…
– Да, только это не программа, а блок сценариев к теме. Грубо говоря, сценарий – это план одного урока. Только он составлен в интерактивном виде. Туда включены видео, аудио-материалы, разнообразные игры и задания для детей, которые мы делаем вместе на уроках. А блок сценариев – это вся тема, в данном случае по английскому языку, которая обычно занимает недели три.
– По программе одного из сценариев Вы вместе со школьниками изучили изменения Москвы с начала ХХ века, а какие темы уже были исследованы?
– Например, с шестыми классами работали еще по такой теме, как семейные узы, где мы говорили о том, что семья является главной ячейкой общества. Ответили на вопросы, как ее укрепить, выяснили, какие ребята знают известные теле-семьи (кино, сериалы, мультфильмы) и сравнили их с реальной жизнью. Поговорили о том, как семья помогает человеку стать успешным. Еще у нас есть интересная тема – законы и правила поведения в обществе в целом, а также различных общественных местах. Здесь мы выясняем, как менялось с течением времени отношение людей к этим местам и правилам поведения. Что было прилично раньше, и как сейчас по-другому к этому относятся.
– Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее. Какие темы детям еще предстоит изучить?
– Планирую создать сценарий, посвященный предстоящему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас Департамент образования проводит конкурс, который называется «Подвигу жить в веках». Естественно, мы будем говорить с ребятами о нашей Родине и том, как важно уважать ветеранов и чтить память тех, кто защитил наш дом, нашу страну…
– Как дети реагируют на сценарии?
– Очень активно. Они всегда рады материалу, который демонстрируется на интерактивной доске, потому что это их сфера жизни. Они привыкли работать с цифровой информацией. Это та вода, в которой им легко плавать. Могу сказать, что если текст дублируется в печатном виде и на электронной доске, то, как это ни странно, дети предпочитают смотреть на доску, а не в учебник, чтобы прочитать предложение или выполнить задание. Им ближе цифровая информация. Не говорю уже о том, насколько это удобно, когда провел пальцем по доске, как по планшету, и пошло видео, которые мы тут же обсуждаем. Дети отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. А возможность поиграть в интерактивные игры на доске?! А они обязательны в каждом сценарии. Для ребят это одновременно учеба, игра и физкультминутка. Причем с радостью все это воспринимают как в 5-6-х классах, так и в 10-11-х.
– То есть школьники лучше усваивают информацию?
– Да, безусловно. По опыту могу сказать, что если детки учатся на «4» и «5», то на их успешность это особо не влияет. Они как были умничками, так и остались. А вот тем, кому тяжело дается предмет, это важно! За тот год, когда я очень плотно давала материал с применением электронной доски, стали заметны очевидные изменения. У них большая заинтересованность, потому что все наглядно. Мы элементарно проверяем какое-то задание, не просто вслух проговариваем. Или если надо вставить слова в текст, мы это тут же на доске делаем. Учитель же не может мелом всю доску исписать, чтобы ребенок добавил предлоги в предложение. Тем более, что задание пятиминутное. А в тетради один выполняет, а другой сидит и по сторонам смотрит. В свою очередь, когда это делается на интерактивной доске – все ребята вовлечены в процесс!
Председатель Российского общества «Знание», заместитель председателя Комитета по образованию, культуре и науке ГД РФ Любовь Духанина:
– Замечательно, что сегодня в каждой второй столичной школе есть учителя, выигравшие гранты в рамках проекта «Московская электронная школа». Это 934 учителя из 361 школы столицы. Южный округ Москвы активно участвует в реализации проекта. Грантополучатели школ ЮАО — это талантливые и активные педагоги, понимающие, что за цифровой школой — будущее российского образования. Радует, что школьники округа получают доступ к обучению с использованием самых современных разработок в области информационных технологий, где учителя говорят с ними «на одном языке», настроены на одну волну. А ведь еще год назад, по данным проведенных опросов, учителя воспринимали участие в МЭШ как дополнение к общей нагрузке.
Широкая популяризация масштабного цифрового проекта, которому исполнилось три года, принесла хорошие плоды, сегодня многие интерактивные сценарии уроков, выигравшие гранты, активно используются на уроках и востребованы у педагогов не только Москвы, но и российских регионов. Библиотека «МЭШ» — это огромный образовательный контент. В открытом доступе — сценарии уроков, электронные пособия, учебники и интерактивные приложения. Учителя, независимо от места проживания, могут теперь не только использовать материалы, но и делиться своими проектами с коллегами из других городов и стран.
Пользуясь случаем, в канун Дня учителя сердечно поздравляю всех педагогов с праздником! Хочется пожелать нашим учителям творческого полета и профессионального роста, семейного благополучия, поблагодарить за искренность, теплоту и понимание. Во многом именно от наших педагогов зависит, каким будет будущее учеников, их выбор профессионального пути и главные жизненные ориентиры.
Автор: Елена Фролова
Фото предоставила Вероника Томилина
Метки: Вероника Томилина, МЭШ, школа 1861