Новости

Местное самоуправление в России

05/03/2015

Как однажды выразился президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, местное самоуправление — это «самая близкая к людям власть». В этой статье мы хотим рассказать вам о структуре этой власти.

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Суть местного самоуправления можно выразить в следующем: население, проживающее на определенной территории, самостоятельно решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Именно население определяет состав и структуру органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

У местного самоуправления есть закрепленная за муниципальным образованием территория, есть свои выборные органы, бюджет и нормативные акты. Местное самоуправление также характеризуется тем, что в его деятельности обязательно участвуют граждане. Важный момент: органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. В структуру муниципальных образований входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления.

В 2006 году в России произошла масштабная реформа местного самоуправления. Эта реформа предполагала введение новой классификации муниципальных образований: это могут быть городской округ (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района; чаще всего это крупный город) и муниципальный район (который объединяет в себе сразу несколько городских или сельских поселений, а также межселенные территории). Органы местного самоуправления первого уровня занимаются такими сферами территориальных вопросов, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генеральных планов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. В компетенцию органов местного самоуправления второго уровня входят вопросы строительства и содержания автодорог между населенными пунктами, организации транспортного сообщения, поддержания общественного порядка, здравоохранение, образование, а также экологический контроль.

Эта реформа принесла свои положительные результаты. Тем не менее, улучшать что-либо можно бесконечно, и, по сути, за последние десять лет в закон постоянно вносились все новые и новые изменения. В 2014 году назрела новая реформа. Она предполагала модернизацию всей системы управления, начиная с того, как формируются органы МСУ. Раньше было два варианта: либо жители выбирают муниципальных депутатов и глав отдельно для поселения и отдельно для района, либо жители выбирают муниципальных депутатов и глав поселения, а те, в свою очередь, формируют законодательное собрание, которое выбирает главу района (или может выбрать независимого профессионального управленца).

По новому законопроекту возможен только второй вариант. Также законопроект освобождал сельские поселения от многих несвойственных им функций.

Помимо всего прочего, самостоятельность муниципальных образований обоснована их экономической независимостью: местный бюджет, местная собственность, местные налоги и сборы. Как же формируется бюджет органов местного самоуправления? В органах муниципальной власти первого уровня бюджет формируется за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц, а также за счет средств от продажи и аренды земли. В органах второго уровня бюджет строится иначе: в него поступают, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физических лиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.

 

Выбор редактора