Александр Викторович Ильяшенко, депутат Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное и директор ГБОУ Школа №902 «Диалог», рассказал в интервью нашей газете о том, что дала модернизация системы образования в Москве, и как ее реализация проходила в учебных учреждениях района Бирюлево Восточное.
Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, о модернизации системы образования — как она отразилась на школах и детских садах района Бирюлево Восточное?
Модернизация системы образования – это многосторонний и многогранный процесс. Одними из центральных являются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Цель модернизации образования — в создании механизма устойчивого развития системы образования. Это подразумевает широкий выбор образовательных услуг для семьи и ученика, а также высокий уровень их содержания, оснащение школ современным оборудованием, обеспечение безопасности и высокой культуры пребывания ребёнка в школе, развитие педагогического корпуса и др.
Пять лет назад, когда школа №508 – первая в районе – уже начала переходить на новые образовательные стандарты (ФГОС), учителя начальной школы всех остальных комплексов проходили дополнительное обучение. Тогда это был пилотный проект.
Эксперимент оказался удачным. И сегодня вся начальная школа работает по новым ФГОС, ряд школ в экспериментальном режиме перешли на стандарты второго поколения основного общего образования в 5-х классах, а с нового учебного года уже все школы переходят на работу по новым ФГОС на второй ступени образования.
Возникла потребность объединения разрозненных образовательных учреждений в единый образовательный комплекс, который позволил бы аккумулировать все имеющиеся ресурсы (кадровые, интеллектуальные, материальные и другие).
Профессиональные наработки, открытия, опыт преподавательской и воспитательной работы педагогов ранее самостоятельных детских садов и школ – всем этим они теперь свободно могут обмениваться друг с другом в рамках одной образовательной организации, тем самым повышая общий профессионализм педагогического сообщества.
На сегодняшний момент в нашем районе сформировались шесть образовательных комплексов, которые объединили в себе коллективы всех детских садов и школ района. Наш комплекс №902 «Диалог» в настоящее время является самым большим по количеству образовательных учреждений. В него входят 14 зданий: девять детских садов, четыре школы и Дом детского и юношеского туризма и экскурсий.
Значит, нововведения в системе образования принесли исключительно положительные результаты?
Негативных сторон образовательной реформы мы пока не видим. Более того, модернизация системы образования дала определенные преимущества и обучающимся, и их родителям. Образовательных программ стало больше в рамках одной школы, и, следовательно, у родителей увеличилась возможность их выбора.
Появление образовательных комплексов способствует преодолению и других проблем. В частности, сейчас мы решаем вопрос дефицита школьных площадей. В этом году два здания детских садов мы перепрофилируем под размещение первых классов школы. Раньше, до модернизации системы образования, это было бы невозможно. Пришлось бы как-то ютиться, организовывать вторую смену. Сейчас же мы это решаем в рамках одного образовательного комплекса.
Объединение ресурсов — еще один плюс новой системы. В нашем комплексе открылся и уже начинает свою работу психолого-логопедический центр, объединяющий всех специалистов-психологов и логопедов наших образовательных учреждений — более двадцати человек. Услугами этого центра смогут пользоваться все семьи, дети которых учатся у нас, и не только. Мы планируем работать как с детьми, так и с родителями — обучать, консультировать, организовывать лектории и прочее.
Эта работа организуется для того, чтобы в полной мере идти навстречу социальным запросам населения. А он есть, потому что детей с различными проблемами становится все больше и больше, и проблемы, которые приходится решать школе, усложняются. Мы очень надеемся, что у нас это получится, и работа центра будет эффективной помощью.
Вы упомянули о проблемных моментах и проблемных детях. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом
В настоящее время выявляется очень много логопедически запущенных детей. Если, к примеру, лет двадцать назад таких детей со сложностями в классе было двое-трое, то, согласно статистике прошлого года, 86% первоклассников имеют подобные проблемы, и им требуется логопедическая помощь. Это означает, в том числе, что ребенок не может и не должен в том состоянии, в котором он находится, полноценно изучить русский язык. Не может — потому что у него нет для этого основы.
Родители, не обладая знаниями по этому вопросу, или же в силу своей сильной занятости порой не обращают на эту проблему внимания. Иногда они даже умиляются тому, как дети неверно произносят слова и звуки. А на самом деле последствия всего этого могут быть крайне сложны и трудны в преодолении. В норме считается, что все без исключения звуки должны быть поставлены до четырех лет. Если этого не удается сделать вовремя, то, следовательно, у ребенка уже есть логопедические сложности.
Беседовала Карина Степанова.