Одним из приоритетных направлений государственно-правовой политики России является противодействие терроризму. Борьба с терроризмом деятельность многогранная и включает в себя различные направления: законодательные, экономические и многие другие. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации его последствий определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», терроризмом признается идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, таких, как причинения значительного материального ущерба либо наступление иных последствий.
Террористическая деятельность включает в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
За преступления террористической направленности предусмотрены наказания в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность по ст. 15.27 за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по ст. 20.27 КоАП РФ за нарушение правового режима контртеррористической операции.
Федеральным законом от 05.05.2014 №130-Ф3 КоАП РФ дополнен ст. 15.27.1, устанавливающей административную ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму. Президентом Российской Федерации 23 июля 2013 года подписан Федеральный закон №208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов». Указанным нормативным актом в целях расширения организационных полномочий, Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Существующие изменения затрагивает Федеральный закон «О транспортной безопасности» в части, касающейся установления требований по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Федеральным законом №208-ФЗ расширен круг субъектов, непосредственно участвующих в противодействии терроризму. В отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. При этом положения Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и муниципального контроля» не применяется при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
Первый заместитель прокурора
Южного административного округа г. Москвы
А.А. Меретуков
Метки: Москва, противодействие, терроризм