Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, ежегодно отмечается 9 декабря. В Нагатинской международной прокуратуре рассказали о противодействии коррупции.
Важным событием в истории антикоррупционного законодательства России стала ратификация Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003.
Коррупция представляет глобальную угрозу для современного государства, подрывающую стабильность и безопасность общества, демократические институты и ценности.
В российском законодательстве коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
В принятом в этой связи Федеральном законе от 25.12.2008 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» усилился контроль со стороны государства за имущественным положением государственных служащих.
По данному Закону гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, но также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
В российском законодательстве данная мера для «широкого» применения была установлена Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где была определена обязанность гражданина при поступлении на гражданскую службу, а также самого гражданского служащего ежегодно представлять нанимателю сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Одной из мер, направленных на профилактику коррупции, является осуществление контроля со стороны государства за имущественным положением государственных служащих, лиц замещающих государственные должности.
Так, Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», была установлена норма, определяющая, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Судебная практика свидетельствует о том, что данные охранительные нормы активно применяются.
Так, Б. проходил федеральную государственную гражданскую службу в должности начальника отдела организации прибрежного рыболовства и внутренних водоемов Управления организации рыболовства Росрыболовства. Приказом от 15 февраля 2012 г. действие служебного контракта с Б. прекращено, истец освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с утратой доверия по причине представления гражданским служащим заведомо неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Основанием для увольнения послужило решение комиссии Росрыболовства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, принятое по результатам рассмотрения материалов проверки. Комиссией установлено представление Б. неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и рекомендовано руководителю Росрыболовства уволить Б. в связи с утратой доверия. Приказом от 22 ноября 2011 г. на основании информационного письма ФСБ России от 21 ноября 2011 г. в отношении истца назначено проведение проверки по факту возможного предоставления неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
С 1 января 2013 г. вступил в силу ожидаемый с учетом своей широкой ангажированности Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который расширил спектр правовых механизмов противодействия со стороны государства коррупционным проявлениям. В рассматриваемом законодательном акте весьма заметная роль в реализации его положений уделяется должностным лицам органов прокуратуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ органы прокуратуры, являясь государственными органами, могут сами являться инициаторами проведения контроля за расходами, поскольку вправе направлять информации по ставшим им известным фактам в уполномоченные на то структуры.
Полномочия по контролю за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей закреплены в ч. 4 ст. 4 указанного законодательного акта и представляют собой право, в том числе и прокурора:
1) истребовать от проверяемого лица сведения:
а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки;
б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подп. «а» настоящего пункта;
2) проверять достоверность и полноту сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ;
3) определять соответствие расходов проверяемого лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.
Следует отметить, что ст. 17 рассматриваемого законодательного акта предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 Закона N 230-ФЗ, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Помощник прокурора О.Е. Любишина
Метки: коррупция, Москва, прокуратура