В музее-заповеднике «Царицыно» проходит необычная выставка портретов из алюминиевых банок, выполненных Никосом Флоросом. Источником вдохновения для греческого художника послужила семья Романовых.
Флорос рассказал нашему корреспонденту, что не планирует завершать «русскую тему».
— Никос, простите мою неосведомленность. А вы исключительно с алюминиевыми банками работаете?
— Нет, что вы. Раньше я работал с бумагой и картоном. Идея использовать банки от газировки пришла ко мне в Нью-Йорке, когда я вдруг понял, что цвет банок можно использовать в разных сочетаниях, а сам материал служит потрясающей метафорой современности. Помните, был бронзовый век, железный век. А теперь — идет век алюминиевый. Но, вы знаете, не нужно зацикливаться только на материале.
— А разве не банки — самое прикольное в ваших работах?
— Нет, конечно. Во времена Средневековья, например, в изготовлении красок для картин и икон использовали яйца и свечи. Но мы, когда смотрим на художественные произведения той эпохи, мы же видим картины, то есть результат, а не сырье. Вот и у меня тематика работ – абсолютно классическая.
— Кстати, почему вы взялись изображать Романовых?
— Не скрою, я знал, что будет перекрестный год России и Греции… Но, помимо этого, семья Романовых для меня — один из наиболее значительных символов России. Я ведь не только художник, но еще и глубоко верующий человек и в творчестве своем обращаюсь к персоналиям, жизнь которых глубоко затронула мою душу.
— Много ли в Греции знают о культуре нашей страны или вы один такой?
— Знают, конечно. Например, у нас до сих пор показывают российское кино. Помню, после «Жертвоприношения» Тарковского я даже решил стать режиссером…
А еще в моей жизни был «Иван Грозный» Эйзенштейна, по-настоящему поразивший меня своей «настоящестью». Мне кажется, что российский кинематограф – это и есть настоящее кино, вдумчивое и глубокое. Жаль, что современное поколение воспитывается на голливудских блокбастерах. Редко-редко у них возникает возможность получать совсем другой опыт, несоизмеримо более качественный.
— Думала, вы, в первую очередь, о художниках скажете…
— Это само собой. Я – поклонник Кандинского и Шагала, но всегда помню, что классическое искусство – это основа основ. Любую идею я вынашиваю очень долго, и прежде чем приступаю к реализации, я должен соприкоснуться с шедеврами мирового искусства. Люблю Айвазовского, Репина, а работа Серова «Портрет императора Николая ??» стала моим маяком в подготовке коллекции портретов.
— До Греции дошли слухи об огромной очереди на выставку Валентина Серова в Москве в прошлом году?
— Ой, нет, не слышал. Но не удивлен, если честно. Я видел большое количество желающих посмотреть мои выставки в Санкт-Петербурге в Музее РАХ и в Исаакиевском соборе. У россиян вообще сильная тяга к искусству, к развитию своего внутреннего мира. Кажется, это и называется «русская душа».
На Западе я такого не видел, по крайней мере. Но, я бы тоже был не прочь постоять в такой очереди. У меня установка — никогда не останавливаться в развитии. Чтобы через свое творчество привносить в мир красоту и делать его чуточку лучше. Если мне ради этого придется стоять в очереди за новым знанием, за новыми впечатлениями, то жертва стоит того, как считаете?
— Над чем планируете работать дальше?
— На носу серьезный проект со скульптурами греческих хитонов, посвященный мраморным скульптурам Парфенона, который я надеюсь представить как в Греции, так и России. А кроме того — хотел бы сделать посвящение Анне Ахматовой.
— То есть, Россия не отпускает?
— Да, вы правы. Я восхищаюсь вашей страной. Вы умеете ценить и сохранять наследие, у вас столько музеев… Но помимо музеев, архитектуры и церквей — меня впечатляют люди. Невероятно душевные, добрые, любопытные. Они столько интереса ко мне проявляют, что мне, как художнику, не хочется останавливаться. Хочется творить и творить. Так что надеюсь реализовать в России еще кое-какие свои задумки. Есть у меня шальная мысль… Вы же знаете, каждый художник мечтает, чтобы его работы обрели «дом». Не скрою, что Россия для меня в этом смысле страна мечты.
Автор: Евгения Коробкова,
Фото автора
Метки: выставка, картины, Москва, музей заповедник царицыно, Никос Флорос, семья романовых, ЮАО