Премьера музыкальной комедии «Ревизор» состоится в Московском областном театре юного зрителя 22 сентября. В основу спектакля заложено одноименное произведение Николая Гоголя, однако представлено оно будет в свежем неожиданном виде.
Над спектаклем трудились режиссер-постановщик Александр Нестеров и автор сценического текста и песен Вениамин Борисов.
Вениамин Борисов – поэт, сценарист, автор песен. Он писал тексты для лауреатов и победителей конкурса «Новая Волна», сам участвовал в различных поэтических конкурсах, стал лауреатом шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина». Также выпустил два стихотворных сборника.
Это уже вторая постановка МОГТЮЗа при участии Вениамина: в мае 2016 года состоялась премьера спектакля по его пьесе под названием «Почему бы нет?». Наш корреспондент поговорил с ним о классике, об актерах и о кино.
– Почему ты решил обратиться именно к «Ревизору» Николая Гоголя?
– Решил, если честно, не я, таков был выбор театра и режиссёра Александра Нестерова, который вновь пригласил меня поработать вместе. А от таких предложений не отказываются.
– Многие режиссеры ставили «Ревизора» в разных интерпретациях. Как у тебя появилась идея создания мюзикла?
— Она практически лежала на поверхности, потому что и я, и Александр – поклонники музыкального жанра, в наших работах не может не быть музыки. К тому же, существует не так много музыкальных версий «Ревизора» и данная работа – шанс сказать своё слово, доверившись вкусу и интуиции. А уж как я люблю писать стихи и песни – вообще молчу, и для меня «Ревизор» — это вызов, проверка и, конечно, увлекательный опыт. У нас играет живой народный оркестр, звучат известные мелодии и авторская музыка, написанная известным композитором Гельсят Шайдуловой, получился такой постмодернизм, что в принципе в духе сегодняшнего времени. Но мы не злоупотребляем приёмами и смесью стилей, все эксперименты аккуратно и обдуманно вплетены в ткань спектакля
– Твой мюзикл будет идти в театре юного зрителя. Рассчитан ли он на детское восприятие?
– Мы определили жанр спектакля как «музыкальная комедия», слово «мюзикл», наверное, будет не совсем верным, несмотря на полтора десятка музыкальных номеров. Возрастная категория постановки – «14+», это соответствует возрасту, когда школьники проходят по программе «Ревизора», и мы сделали всё возможное, чтобы зритель увидел именно ту пьесу, название которой указано на афише и не обманулся, не разочаровался.
– Ты приглашал на прогоны и репетиции детей, чтобы оценить их реакцию?
– Нет, такой практики не было, никаких «фокус-групп», но я уверен, что творческая и постановочная команды сделали всё возможное, чтобы результат был положительным, а реакция – ожидаемой.
– Как думаешь, актер — это соавтор спектакля или только одно из выразительных средств режиссера, его инструмент?
– Для меня – первое, но, конечно, в сочетании со вторым. Персонажи в исполнении артистов оживают, обретают конкретные черты, практически каждый исполнитель делает своего героя уникальным, потому что находит новые краски, создавая образ. Многие наши артисты сами активно предлагали решения для своих ролей, и это действительно было соавторством. Некоторые решения были придуманы нами и предложены артистам, а дальше как с одеждой: кому-то сразу подходит, кому-то подшить надо, а третьему идёт, когда рукава болтаются.
– Думал ли о том, как дети отреагируют на поющего Хлестакова? Какие эмоции ты хотел бы увидеть у зрителей?
– Хочется верить, что песня, особенно весёлая, всегда вызывает у зрителя улыбку, вне зависимости от возраста. Наши герои поют не просто слова, а каждый номер двигает действие вперёд, персонаж начинает петь, когда эмоции настолько его переполняют, что выразить мысль можно только в таком жанре. К тому же, по смыслу арии героев идут за сценами гоголевской комедии, просто суть сжата до нескольких куплетов с припевом.
– У тебя наверняка есть любимые фильмы, которыми ты засматривался в детстве. Можешь назвать некоторые из них? А детские мюзиклы смотрел? Какой произвел впечатление и почему?
– Я пришёл к кино достаточно поздно, в детстве оно как-то проехало мимо меня, и то, что ребёнок, наверное, должен посмотреть в юном возрасте – я досматривал уже позже. Кино в моей жизни появилось лет в 15-16, я начал с американских комедий и мелодрам, потом, когда посмотрел Бертолуччи, Висконти и Озона – понял, что есть «другое кино», со временем дошёл и до советской классики, в том числе детской. О советских детских фильмах и их влиянии на жизнь отдельно взятого человека – моя пьеса «Почему бы нет?!», спектакль по которой уже полтора года идёт в МОГТЮЗе.
Надежда Бачурина
Фото: МОГТЮЗ
Метки: вениамин борисов, интервью, МОГТЮЗ, ревизор, спектакль