Участники и подопечные Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Д.О.М.» поздравят мам с прошедшим праздником во время небольшого мероприятия, которое пройдет в субботу, 1 декабря. О том, что это за организация редактору газеты «Бирюлево Восточное» рассказала ее основатель и председатель Ольга Кутукова.
— Ольга Владимировна, расскажите, как зарождался ваш «Д.О.М.»?
— Так получилось, что в 28 лет я осталась одна с ребенком-инвалидом на руках. Второй мой малыш умер в роддоме. Муж испугался трудностей, ушел из семьи. Я оказалась в тяжелой ситуации, была в депрессии. Практически год никуда из дома не выходила. Было очень тяжело. Как-то услышала, что в управе могут подсказать или разъяснить мои права. И вот там я узнала, что раньше в районе была организация помощи инвалидам, но она прекратила свое существование. Мне предложили заняться созданием новой. Это и стало моим спасательным кругом! Мне надо было куда-то себя приткнуть, чем-то заняться. Ведь я просто с ума сходила оттого, что меня муж бросил. В общем взяла телефоны нескольких наших мамочек, и начала их обзванивать. Разговоров было много, не все поверили. «Ой, вы все только обещаете, никто ничего не делает, никому ничего надо!», — таких высказываний выслушала достаточно. Хотя и пыталась объяснить, что я также, как и они в тяжелом положении.
— Какими были первые шаги организации?
— Я стала обзванивать своих друзей и знакомых. Одна из моих подруг рассказала обо мне своему шефу, и мы получили первую помощь – деньги, на которые мы с другими родителями закупили спортинвентарь и материалы для творчества. Искали склады по всей Москве. Потом мы стали собирать вещи для детей. Началась работа, появились и другие спонсоры. Для наших семей стали привозить детское питание . У меня от бабушки остались жигули, и я использовала их для нужд нашего фонда. За четыре года это транспортное средство превратилось в рухлядь. Потом некоторое время были вообще без автомобиля, а пять лет назад спонсор подарил нашей организации машину, на которой мы перевозим практически все: то детей на экскурсии, то грузы. Кстати, первые 10 лет у нас не было собственного помещения. Мы слонялись то там, то тут. И 9 лет назад нам помогла управа района — выделила офис, теперь «Д.О.М.» живет на Бирюлевской улице в 19-м доме.
— Сколько семей находятся под вашим крылом?
— Когда все только начиналось, собралось около 30 семей. Сегодня у нас 131 семья — около 800 человек — молодые, и взрослые инвалиды, но последняя категория это именно те люди, которые приходят к нам в организацию с ребенком. Например, бабушка-опекун воспитывает внука-инвалида. Конечно, мы помогаем и ему, и ей. Другая ситуация, если мама одинокая, или если она одна тянет не только маленького, но и своих родителей, например. Но основная специфика нашей работы — это помощь детям.
— Расскажите немного о своей дочери.
— Когда Маша родилась ей пришлось делать искусственную вентиляцию легких. Почти месяц ее не выписывали из роддома. А вышли мы оттуда уже с гормональной зависимостью, ребенок рос с избыточной массой тела. В результате дети часто оскорбляли и обзывали Машу. В детский сад мы из-за этого не ходили. Я вынуждена была ее в Севастополь перевезти. Слава Богу, свекровь помогала! Там же Маше сделали операцию на глазике. У нее было расходящееся косоглазие в редкой форме. После все встало на свои места, глаз восстановился. Когда дочке было шесть лет, мы с ее отцом официально развелись. Я забрала ее от свекрови, отдала в общеобразовательную школу. Но одноклассники нас не приняли. Поэтому мы знаем, что такое жестокость детей. Моего ребенка избили, и во время обследования врачи обнаружили у нее аденому гипофиза. Мы три года не выходили из центра Блохина на Каширке. Спасибо большое Евгении Ивановне Моисеенко, заведующей отделением детской онкологии! Она мою Машу просто спасла, вылечила медикаментозно, без операции. А когда я стала активно заниматься «Д.О.Мом», начала дочку внедрять в эту среду, знакомить с другими детишками. Так, она поняла, что не одна. У нее появились друзья, с которыми она выезжала на экскурсии или бывала на праздниках, которые мы устраивали.
— Как в «Д.О.Ме» отмечают праздники?
— Как только мы стали развиваться, появилась идея собираться вместе, устраивать чаепития, со своим помещением это стало проще. А большие мероприятия мы проводим в районной библиотеке. Десять лет подряд День матери, например, мы праздновали на ура. У нас были огромные столы, кулинарный конкурс, выпечка, холодная закуска. Все это оценивало жюри. Победители получали призы, а все участники памятные подарки.Но в связи с тем, что у нас за последние пять лет умерли три подростка, мы на время перестали делать большие праздники. Очень сложно психологически начать что-то отмечать.
— А что стало с их родителями?
— Одна мама ушла из нашей организации. Другая сказала, что ей тяжело бывать на праздниках с нами. Мы стараемся ее звать, если едем в церковь. А вот еще одну родительницу мне удалось убедить, что жизнь продолжается, и что еще можно подарить свою любовь другим детям. Она с мужем взяла из приюта двух братиков, наших же бирюлевских. Спустя два года в их семье оказался и третий братик. Дети прекрасные! Одеты, обуты, в школе учатся, посещают всевозможные кружки и секции. Ко всему прочему у них есть мужское воспитание. Кстати, у нас несколько семей, где воспитываются приемные дети. Есть прекрасная девочка, у которой онкология и синдром дауна. Ее взяла наша мамочка, у которой младший ребенок тоже с этими заболеваниями. Также я очень восхищаюсь нашими папами! Их совсем мало, но они не бросают, воспитывают самых тяжелых детей! Обычно многие мужчины не выдерживают, уходят из семьи.
— Как вы себя и других поддерживаете после трагических событий?
— Мы потихонечку восстанавливаемся. Жизнь продолжается! Я начинаю брать себя в руки, ведь в следующем году у «Д.О.Ма» юбилей. Стараемся снова дарить детям праздники. Например, 1 декабря устроим небольшое чаепитие в честь Дня матери, а 23 числа проведем Елку для наших ребят. А для них это радость. На празднике они будут петь, читать стихи. Там же мы вручим им подарки.
— А как собираются подарки, ведь у вас так много детей?
— У нас была традиция: ребята писали письма Деду Морозу. Тем, кто не мог сам это сделать, помогали мамы. А во время благотворительных акций мы показывали их письменные пожелания прохожим. Любой человек, которому письмо понравилось, мог купить то, что ребенок просил. Потом каждое письмо приклеивалось к купленному подарку. А после либо в «Д.О.Ме», либо мамы сами фотографировали своего сына или дочку с купленным подарком. Так, получалась настоящая связь! Мы делали стенды с фотографиями. Добрые люди могли прийти, а могли и не приходить к нам, но мы старались информировать их о том, что ребенок получил подарок. А в этом году эта традиция немного изменилась. Из-за того, что детей с инвалидностью стало много, решили такие сюрпризы вручать только им. Теперь детки не письма пишут, а видеопослания. Например, мальчик Вовочка, который только два года назад стал говорить, попросил у Деда Мороза и Снегурочки теплый комбинезон. Малышу уже его подарили. Мама очень довольна! Еще у нас есть мальчик Дима. Он попросил книгу «Властелин колец». Я тут же позвонила его родительнице, чтобы спросить, неужели они не могут попросить что-то более серьезное, ведь книгу мы и так им можем подарить. Она замешкалась. А я спросила — термобелье нужно? Он у вас зимой в коляске, в чем будет ездить? Она тут же призналась, что нужно. В общем есть теперь у Димочки и термобелье, и «Властелин колец».
— Скажите, а видно, как меняется ребенок, находясь под опекой вашей организации?
— Конечно! Заметно даже, что меняется отношение к нему в семье. Особенно, когда дети не родные. Или вот такой пример приведу. У меня есть слабослышащий мальчик Сережа, у него и астма, и другие заболевания. Дело в том, что его мама умерла, а с папой были сложности. Бабушка с дедушкой взяли опеку на себя. Впервые я увидела Сережу в управе, когда ему было шесть лет. Бабушка привела его туда по каким-то делам. Он был неуправляемым, вертелся, как вьюнок. Я им мимоходом предложила прийти к нам в гости. И вот уже Сереже 16 лет. Он учится в коррекционной школе. Его становление прошло у меня на глазах. Сейчас это очень спокойный молодой человек! Помимо этого, в «Д.О.Ме» меняется даже отношение здоровых к больным детям. У меня есть неполные семьи со здоровыми детьми. Раньше некоторые мамы не понимали проблемы других. А когда стали работать внутри организации, то их мир поменялся. Отмечу, что я заставляю работать всех. Если руки-ноги целы, есть возможность — приходи помогай! Мы сами разгружаем машины, у нас нет денег кого-то нанимать, фасуем и распределяем все тоже сами. У нас организация большая, мам много, каждая может внести свой вклад. Я в этом плане жесткий человек. Но если надо поговорить, если нужно плечо, то я тоже всегда рядом. У меня «Д.О.Ма» столько слез было выплакано за чашкой чая! И мне необходима консультация, я тоже с ними советуюсь!
— Получается, что вы тоже выросли в «Д.О.Ме»?
— Да. Я была молодой, мне было 28 лет. Когда я осталась без поддержки, организация помогла мне, а я — ей. Почему я «Д.О.Мом» назвала все это – аббревиатура расшифровывается, как «Доброта. Отзывчивость. Милосердие». Это три наших ориентира. Например, мы сотрудничаем со школой, ученики которой собственными руками делают нашим ребятам открытки на праздники. Ведь такие подарки особенно для них ценны! Вы не представляете, сколько радости они получают, когда читают пожелания, даже если в глаза этих ребят не видели! А мы в ответ дарим школьникам свои открытки, тоже сделанные своими руками. Кто сам, кому мамы помогают. Вот такие доброта, отзывчивость и милосердие! Вся моя жизнь здесь! Очень люблю моих тяжелых детей, не потому что они такие, а потому что любовь моя материнская еще не исчерпана, а они настолько беззащитные, к сожалению, что так и хочется им лишний раз подарить свои нежность и ласку.
— А как распределяется помощь?
— Когда привозят что-то в небольшом количестве, то в этом случае у меня строгое правило: прежде всего помогаю мамам-одиночкам, которые воспитывают больного ребенка. Сначала они, а потом я с другими семьями работаю. Многодетным сразу говорю, что один подарок на семью. Взносы собираем одинаковые, не важно сколько детей, один или пять. Подарок идет один на семью! А вот одежду у меня получают все. Если семье надо одеть всех детей – без проблем!
— Как к вам семьи попадают?
— Сарафанное радио. Единственное, о чем я прошу мамочек, чтобы они не только хорошее рассказывали, но и что работать здесь придется тоже — участвовать, помогать! Это не просто. Многие думают, что тут госслужащие работают, что мы зарплату получаем. А ведь мы, как волонтеры! В основном знакомые, родственники приходят к нам. Но, чтобы попасть в организацию, нужно пройти собеседование. Почему я каждую семью знаю, кто чем дышит и живет? Я с мамами сначала общаюсь. Если я вижу, что она на часы посматривает, понимаю, что нам не по пути. Взрослые должны понимать, что вступают в семью! Они должны со мной поговорить. Я хочу узнать, кто они, что им нужно.
— А бывают люди, которые просто помощь предлагают?
— Это не члены организации. Есть частные лица, которые одежду, технику предоставляют. Обычный человек, конечно, может ревизию в шкафу провести и те вещи, которые ему не понадобятся, подарить детям или даже мамочкам. Только есть одно условие – вещи должны быть стиранными, в хорошем состоянии. А то, что до помойки донести – можете и сами донести. Однако бывают вещи, которые можно порезать на лоскутки. У нас есть мамочки, которые из лоскутков вяжут коврики, кто-то кукол шьет, кто игрушки мягкие делает. Вторая жизнь!
По словам Ольги Викторовны, в «Д.О.Ме» состоят очень много талантливых взрослых и детей. Некоторые родители устраивают мастер-классы, учат «Д.О.Мочадцев» готовить сладости, выращивать семена, вышивать, плести из бисера или создавать картины с помощью алмазной мозаики. Все поделки принимают участие в выставках и ярмарках. Собранные с их продажи средства идут в семьи этих творческих людей.
Помимо этого организация принимает участие в различных фестивалях, выставках, на окружных и городских конкурсах. Ведь, как говорит основатель «Д.О.Ма» — жизнь продолжается!
Автор: Елена Фролова
Метки: «Д.О.М», День матери, дети-инвалиды, инвалид, Ольга Кутукова, Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов и инвалидов детства