Управлением Росреестра по Москве принято 21 854 заявления, поданные нотариусами в 2018 году. Это в 1,3 раза больше, чем годом ранее, когда поступило 16 923 заявления. При этом доля электронных заявлений составила 89% (19 466) — в то время как в 2017 году этот показатель составлял 68% (11 467 заявлений).
Рост количества заявлений, поданных нотариусами в электронном виде, в значительной степени обусловлен сокращением сроков проведения учетно-регистрационных действий. До 1 февраля удостоверенные нотариусом сделки регистрировались три дня при подаче документов на бумажном носителе и один день в случае, когда заявления подаются онлайн.
С 1 февраля 2019 года вступили в силу поправки в законодательстве, согласно которым нотариусы должны в обязательном порядке представлять в Росреестр заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в электронном виде. Таким образом, теперь после удостоверения сделки нотариус обязан незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня, направлять необходимые документы в Росреестр. Исключением могут стать лишь сроки, отдельно установленные сторонами в договоре.
В случае если нотариус по независящим от него причинам не может подать документы в электронном виде, он должен представить их на регистрацию на бумаге в срок не более двух рабочих дней со дня удостоверения договора. При этом перечень причин, при наличии которых предоставление заявления в Росреестр является невозможным, утвержден Минюстом России 28 декабря 2018 года.
Руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов:
«На сегодняшний день практически 90% заявлений от нотариусов поступает к нам в электронном виде. Однако это лишь 11% от всего объема поступивших в прошлом году заявлений онлайн. С 1-го февраля направление документов в электронном виде становится для нотариусов обязательным, и что важно – бесплатным для самих заявителей. Раньше предоставление документов онлайн расценивалось как дополнительная нотариальная опция. После вступления поправок в силу, подготовкой, проверкой, удостоверением, направлением документов онлайн в Росреестр и последующей выдачей заявителю будут заниматься нотариусы. Конечно, это существенно сэкономит время и снизит финансовые затраты. Кроме того, указанные нововведения позволят отказаться от услуг «серых» посредников, которые зачастую незаконно предлагают «ускорить» регистрацию за отдельную плату».
Об Управлении Росреестра по Москве
На территории Москвы функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве).
Руководителем Управления Росреестра по Москве является Игорь Майданов.