День российской науки отмечается в стране 8 февраля. В честь этого праздника редактор газеты «Бирюлево Восточное» пообщался с бывшим преподавателем химии в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), а сейчас участницей программы «Московское долголетие» Еленой Кучер и выяснил у нее, как наука связана с искусством.
– Елена Николаевна, чем Вас увлекла химия?
– Я училась в прекрасной, потрясающей школе № 51 в Москве. Она выпустила огромное количество хороших и грамотных людей. У нас была плеяда учителей, каждый из которых по своим предметам учил грамотно работать с источниками, добираться до сути предмета и выстраивать причинно-следственные связи. Особенно были сильные преподаватели естественно-научных дисциплин – физики, математики, биологии и химии. Когда я училась в 9-10 классе, к нам пришла учитель химии Елена Игоревна. Она проводила дополнительные занятия, показывала интересные опыты. В общем, мне очень понравилось! Мало того, до этого я любила биологию и физику, а они тесно связаны с химией, которая меня глубинно привлекла!
– Как продолжился Ваш путь после школы?
– Сначала я хотела поступать в медицинский институт, но не добрала одного балла. Мы с подружкой, с которой сидели за одной партой, решили не терять год и поступить в МХТИ. Планировали идти на биохимию, так как обе любили биологию. В то время мы уже работали в 61-й больнице, потому что планировали связать свою жизнь с медициной. А для врачей химия тоже необходима! Во главе угла этот предмет стоит! Так сложилось, что мы поступили в МХТИ на специальность, которая стоит на грани биологии, химии и физики. А после окончания вуза, у меня возникло еще одно увлечение – искусство. Во Всесоюзном научно-реставрационном центре имени Грабаря, что на Большой Ордынке, необходимы были знания химии. И я стала научным сотрудником отдела реставрации графики.
– Чем Вы там занимались?
– Это был 87-й год. Моя работа заключалась в изучении основ произведения и природы его повреждений. Дело в том, что к нам поступали вещи, которые были испорчены. Повреждения были разного рода: механические, физико-механические, физические и химические. То есть мы изучали основу – бумагу, а также красочные слои (гуашь, акварель, карандаш и так далее). Меня также отправляли делиться опытом в командировки по всему Союзу. Например, были очень сильные центры – в Эрмитаже, библиотеке Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). До сих пор вспоминаю удивительное ощущение, когда мы до вечера работали в Эрмитаже, а потом уходили домой по его пустым залам. Я помню гул шагов. А Центр Грабаря мне запомнился удивительными сотрудниками, которые горели работой и любили свое дело!
– А расскажите о работе, которая больше всего запомнилась?
– Однажды мне предложили попробовать себя в преподавании в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года на «Рижской». В силу семейных обстоятельств я работала там лишь один день в неделю. Мне дали студентов, заканчивавших 8 класс. Вела два предмета: саму химию и программу по реставрации в химии и графике. Я придумала собственный материал, исходя из накопленного опыта. По сути, это была новая дисциплина в университете. Там тоже замечательный преподавательский состав! В силу определенных причин, я проработала там только год, но до сих пор помню прекрасное отношение преподавателей к студентам и к директорскому составу. Это были очень грамотные, духовные, интересные и по-человечески хорошие люди!
– Как вы стали преподавать в МИФИ?
– Случилось так, что однажды решила позвонить в отдел кадров МИФИ. Мне сказали, что есть вакантное место. Я приехала, пообщалась с завкафедрой, и после моих внутренних раздумий решила попробовать. Меня сподвигла любовь к общению со студентами и желание им помочь, потому что кафедра общей химии предполагает только один год обучения этому предмету. А в указанный срок включается огромное количество химии из разных областей. МИФИ – высший пилотаж! Рейтинг вуза очень высок и по России, и по миру. От учащихся требуется огромная работа. Поэтому мой труд был не простой. Один студент – это огромное количество тестов, проверочных, лабораторных и зачетных работ. И каждому нужно очень сжато, грамотно объяснить огромный, сложный материал. Важен и человеческий фактор, чтобы у них возникло желание учиться и обучаться химии. И мне было очень приятно, когда они говорили: «Ну, вот теперь-то мы поняли!», «Спасибо огромное! Вы нам объяснили». У меня было ощущение, как будто я летаю! Таким образом, совместилось мое желание помочь, объяснить, передать и поделиться своим знанием. Чтобы это зерно из моего сердца перешло к ним!
– Как давно вы состоите в проекте «Московское долголетие» и чем занимаетесь?
– Как только он появился, я записалась в филиал «Бирюлево Восточное» Территориального центра социального обслуживания (ТЦСО) «Царицынский». Хожу на английский язык, и мне очень нравится! Он полезный и нужен практически везде. А еще посещаю занятия рисованию. У меня сын очень хорошо владеет этим искусством. Он мне часто дарит свои картины. Вообще я много знаю о живописи. Мне нравится, когда человек знает много и умеет разбираться в этом. И в науке, и в искусстве. А последнее для меня очень близкая тема. С сыном мы часто ходим на выставки. Читать картину тоже нужно уметь! Можно сказать: «Мне она нравится», а можно ее прочесть, вспомнить художника, век, направление и так далее. То есть у меня знания есть, а рисовать я не умею, поэтому решила попробовать себя и в этом направлении.
Фото: филиал «Бирюлево Восточное» ТЦСО «Царицынский»
Автор: Елена Фролова
Метки: английский язык, День российской науки, Елена Кучер, искусство, Москва социальная, Московское долголетие, рисование, УСЗН ЮАО, филиал «Бирюлево Восточное» ТЦСО «Царицынский», химия