В Московском авиацентре жесты и сигналы играют ключевую роль в обеспечении безопасной и эффективной координации действий пилотов, техников и спасателей. Они необходимы в условиях, когда передача информации с помощью слов невозможна из-за большого расстояния или высокого уровня шума. Международная организация гражданской авиации разработала строгую систему жестов, которые помогают специалистам на расстоянии управлять воздушными судами. Секретами координации действий «Земля-воздух» поделились сотрудники Московского авиационного центра.
При посадке воздушного судна используются различные сигналы, которые помогают экипажам правильно ориентироваться на летном поле. Например, если регулировщик поднимает руки над головой ладонями внутрь – это означает, что вертолет должен рулить прямо на него. В случае, если руки подняты на уровне плеч и горизонтально вытянуты в обе стороны – это сигнал для зависания над площадкой. Когда регулировщик «говорит» о снижении, он поднимает обе руки на уровне плеч ладонями вниз.
Авиационные техники Московского авиацентра внимательно следят за тем, чтобы ничего не мешало приземлению, контролируют состояние взлетно-посадочной полосы. Их основная задача – встретить борт и обеспечить его благополучный спуск.
Бывает так, что с первого раза пилоты не могут посадить вертолет на указанное место. В этом случае ещё раз подается сигнал – регулировщик одну руку поднимает вверх, а другой указывает направление, куда экипажу необходимо сместиться.
Как отмечает заместитель командира летного отряда учреждения Евгений Артюхин, история жестов началась еще с периода зарождения самой авиации и дополняется по мере появления новых видов работ.
«Например, сегодня мой любимый жест с земли – это когда я вижу регулировщика со сложенными крестообразно руками перед телом. Он
означает, что работа успешна завершена и можно выключать двигатели вертолета», – поделился Евгений.
Не менее значим язык жестов и в спасательных операциях. Все 26 сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра владеют жестовым языком, что особенно важно при беспарашютном десантировании. Например, чтобы поднять пострадавшего на борт вертолета, спасатель поднимает руку вверх – это означает «готов к подъему».
Участвуют они также и в посадке вертолета на месте происшествия. Здесь используют следующие сигналы:
«Точка приземления» – спасатель стоит, вытянув руки буквой Y;
«Направление ветра» – спасатель стоит спиной к ветру, вытянув руки в стороны
«Двигайся вниз» – отмашка руками с ладонями, обращенными к земле;
«Двигайся вверх» – отмашка руками с ладонями, обращенными вверх;
«Стоп» – движение с перекрещиванием рук внизу.
Жестовый язык специалисты авиацентра используют и во время воздушных транспортно-спасательных работ. Например, когда вертолётом доставляют к месту происшествия крупногабаритный груз на внешней подвеске или с помощью гидравлического захвата расчищают дорогу после автомобильной аварии. В этих случаях спасатели на земле помогают пилотам по время «висения» поставить, закрепить или захватить груз. Так, например, если руки спасателя согнуты в локтях на уровне пояса – «груз прицеплен».