Новости

Язык жестов у спасателей: специалисты Департамента ГОЧСиПБ рассказали о способах коммуникации в воздухе и под водой

30/09/2024

 

Язык жестов у спасателей: специалисты Департамента ГОЧСиПБ рассказали о способах коммуникации в воздухе и под водой Фото: Департамент ГОЧСиПБ
Язык жестов у спасателей: специалисты Департамента ГОЧСиПБ рассказали о способах коммуникации в воздухе и под водой Фото: Департамент ГОЧСиПБ
23 сентября – Международный день жестовых языков. Он напоминает нам о проблемах глухих и слабослышащих людей, а также демонстрирует, насколько универсальным и необходимым может быть жестовый язык в различных сферах деятельности. В учреждениях, подведомственных Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, специалисты также используют свой язык жестов.

В Московском авиацентре жесты и сигналы играют ключевую роль в обеспечении безопасной и эффективной координации действий пилотов, техников и спасателей. Они необходимы в условиях, когда передача информации с помощью слов невозможна из-за большого расстояния или высокого уровня шума. Международная организация гражданской авиации разработала строгую систему жестов, которые помогают специалистам на расстоянии управлять воздушными судами. Секретами координации действий «Земля-воздух» поделились сотрудники Московского авиационного центра.

При посадке воздушного судна используются различные сигналы, которые помогают экипажам правильно ориентироваться на летном поле. Например, если регулировщик поднимает руки над головой ладонями внутрь – это означает, что вертолет должен рулить прямо на него. В случае, если руки подняты на уровне плеч и горизонтально вытянуты в обе стороны – это сигнал для зависания над площадкой. Когда регулировщик «говорит» о снижении, он поднимает обе руки на уровне плеч ладонями вниз.

Авиационные техники Московского авиацентра внимательно следят за тем, чтобы ничего не мешало приземлению, контролируют состояние взлетно-посадочной полосы. Их основная задача – встретить борт и обеспечить его благополучный спуск.

Бывает так, что с первого раза пилоты не могут посадить вертолет на указанное место. В этом случае ещё раз подается сигнал – регулировщик одну руку поднимает вверх, а другой указывает направление, куда экипажу необходимо сместиться.

Как отмечает заместитель командира летного отряда учреждения Евгений Артюхин, история жестов началась еще с периода зарождения самой авиации и дополняется по мере появления новых видов работ.

«Например, сегодня мой любимый жест с земли – это когда я вижу регулировщика со сложенными крестообразно руками перед телом. Он

означает, что работа успешна завершена и можно выключать двигатели вертолета», – поделился Евгений.

Не менее значим язык жестов и в спасательных операциях. Все 26 сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра владеют жестовым языком, что особенно важно при беспарашютном десантировании. Например, чтобы поднять пострадавшего на борт вертолета, спасатель поднимает руку вверх – это означает «готов к подъему».

Участвуют они также и в посадке вертолета на месте происшествия. Здесь используют следующие сигналы:

«Точка приземления» – спасатель стоит, вытянув руки буквой Y;

«Направление ветра» – спасатель стоит спиной к ветру, вытянув руки в стороны

«Двигайся вниз» – отмашка руками с ладонями, обращенными к земле;

«Двигайся вверх» – отмашка руками с ладонями, обращенными вверх;

«Стоп» – движение с перекрещиванием рук внизу.

Жестовый язык специалисты авиацентра используют и во время воздушных транспортно-спасательных работ. Например, когда вертолётом доставляют к месту происшествия крупногабаритный груз на внешней подвеске или с помощью гидравлического захвата расчищают дорогу после автомобильной аварии. В этих случаях спасатели на земле помогают пилотам по время «висения» поставить, закрепить или захватить груз. Так, например, если руки спасателя согнуты в локтях на уровне пояса – «груз прицеплен».

Выбор редактора