Великая Отечественная война стала нелегким испытанием для всей страны, но основные тяготы легли на плечи советских солдат и офицеров. Среди них был и бирюлевский ветеран Дмитрий Семенович Горяинов. Специально к Дню защитника Отечества редактор газеты «Бирюлево Восточное» пообщался со 100-летним жителем района. Начало истории о его жизни читайте здесь.
Война с Японией
В декабре 1944 года Дмитрий Горяинов получил назначение в 554-й стрелковый полк 390-й стрелковой дивизии 35-й армии 1-го Дальневосточного фронта.
– На тот момент я, конечно, не знал, что наши союзники, США и Великобритания, убедили Иосифа Сталина в том, чтобы Советский Союз помог окончить Вторую мировую войну и вступил в войну с Японией, надежды которой отхватить часть Дальнего Востока растаяли, когда немецко-фашистская армия проиграла битву под Москвой. Япония начала проявлять агрессию против Китая, которая распространилась на всю юго-восточную Азию. Это не понравилось американцам, англичанам и французам. Сталин дал согласие на то, что спустя 3-4 месяца после капитуляции Германии Советский Союз выступит против Японии. Так вот, телеграмма, которую я получил, объясняется уже шедшей тогда подготовкой к войне против Японии, – пояснил Дмитрий Семенович.
Горяинова назначили на должность агитатора стрелкового полка. Военных готовили к боевым действиям.
– В ночь с 8 на 9 сентября 1945 года мы ждали приказа о переходе границы и вступлении в войну. Потом было форсирование пограничной реки Уссури. На тех направлениях, где был наш полк, японцы не оказывали особо массовых сопротивлений, но были частичные фанатичные выступления, стычки и потери. К середине сентября свою задачу мы выполнили и вернулись на границу. А затем часть полка демобилизовалась, а солдаты младших возрастов и офицеры были переброшены туда, где началась моя служба – во 2-й отдельный мотопонтонный полк, что в 6 километрах от Благовещенска, – добавил ветеран.
Встреча с японскими военнопленными
Когда закончилась война с Японией, в плен попали 600 тысяч японских солдат и 140 офицеров. Первая встреча Дмитрия Горяинова с японским врагом прошла в кабинете, где шел допрос.
– У меня с майором японской армии состоялся разговор, во время которого я убедился, на чем построены взаимоотношения в буржуазной армии. Например, майор был уверен в том, что наши японские пленные должны сделать харакири, – отметил Дмитрий Семенович.
Вспоминает ветеран и еще один случай. Однажды он проверял службу постов. В это время из леса возвращались военнопленные. Они выстраивались перед входом в зону, шла перекличка.
– Оказалось, что один военнопленный отстал. Его недосчитались. Доложили начальнику охраны – нашему офицеру. Снова пересчитали. И тут я вижу, что отставший бежит. Позже выяснилось, что его задержали наши военные, которые занимались ремонтными работами. Пленный подбежал к своему офицеру (японским военным старших чинов было разрешено сохранить форму), доложил ему. Я был метрах в 15 от них и видел, как старший по званию три раза ударил своего подчиненного кулаком в лицо. Солдат даже руки не поднял, чтобы защититься. Вот такие у них были отношения между офицерами и подчиненными, – рассказал ветеран.
Знамя 433-го полка, Левитан и Неустроев
В Благовещенске Дмитрия Горяинова и еще четырех офицеров вызвали в городской дом Красной Армии. В это время шло формирование полка внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД).
– Я хотел уволиться, так как мечтал окончить университет. Однако сколько не настаивал, ничего не вышло. Меня назначили старшим инструктором политотдела 433-го полка внутренних войск МВД СССР, сформированного из составных частей: нашего полка и того, что воевал во 2-м Дальневосточном фронте. Этот полк преодолел наиболее суровое сопротивление врага, и за успешные боевые действия был награжден орденом Красной звезды. А командиру 3-го батальона Ивану Громову даже присвоили звание Героя, – вспоминает Дмитрий Горяинов.
Когда 433 полк из Дальнего Востока был переброшен в Мордовию, его знамя с орденом Красной звезды было сдано в архив. Долгие годы решался вопрос его возвращении. К 20-летию Победы из Москвы в Саранск приехал представитель Управления внутренних войск, который вместе с сотрудником мордовского правительства вернул точную копию знамени.
433-й полк одним из первых создал комнату боевой и служебной славы. С этой историей у Дмитрия Семеновича связаны особенно теплые воспоминания.
– Я написал текст, который нужно было озвучить. Сколько мы не искали среди наших участников самодеятельности – никто не подходил. Тогда командир части предложил знаменитого диктора – Юрия Левитана. Меня специально отправили в Москву. Личная встреча с ним не удалась, потому что ночью он дежурил на радиостанции, а днем отдыхал. Заместитель Левитана созвонилась с ним, и вопрос был решен. Юрий Борисович не только бесплатно озвучил этот текст, но и подписал нам открытку, которая до сих пор есть в комнате боевой славы. Жаль, но лично встретиться с ним мне не удалось, – поделился ветеран.
Дмитрий Семенович с теплотой и гордостью вспоминает знакомство с Героем Советского Союза (тогда еще капитаном) Степаном Неустроевым, батальон которого штурмовал Рейхстаг. Именно он инструктировал разведчиков Михаила Егорова и Мелитона Кантарию, водрузивших Знамя Победы.
В годы службы Дмитрий Семенович встречался и с Героем СССР командиром партизанского отряда Петром Вершигорой, а также с писателем, военным деятелем, графом Алексеем Игнатьевым.
Любовь с первого взгляда
Когда в январе 1946 года в Благовещенске был сформирован полк, Дмитрию Горяинову пришлось искать место жительства. До этого 11 лет он жил на казарменном положении.
– Я зашел в одну квартиру, где и встретил свою Шуру. Есть такое выражение – «любовь с первого взгляда». У меня так и произошло! Александра мне сразу понравилась. Она была красивой! Вместе с ней мы создали свой семейный очаг, – поделился ветеран.
Кабинет философии и политэкономии
Дмитрий Горяинов прослужил в 433-м полку почти 23 года.
– Этот период был насыщен событиями, о которых я с гордостью вспоминаю. Именно там я начал писать очерки, первый из которых назывался «Батальон идет в атаку». Дивизия объявила конкурс, по результатам которого эта работа заняла второе место, – вспоминает ветеран.
5 февраля 1968 года в звании подполковника Горяинов уволился в запас. Его отец и брат в то время жили в Алма-Ате, поэтому наш герой вернулся в этот город. Здесь он устраивается на работу в Алма-Атинский институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР.
– Спустя некоторое время я стал заведующим кабинетом философии и политэкономии. Начал посещать различные медицинские семинары, которые проводились и в Москве. Моя обязанность была очень скромная – оказывать помощь слушателям кружка политпросвящения в подготовке к семинарам и так далее. В эти годы я написал остальные свои 12 очерков и монографию «Проблемы этики и деонтологии советского врача». Посещал все научные конференции, которые мог, читал медицинскую литературу и общался с докторами. Ежегодно проводились 3-х и 6-месячные курсы усовершенствования врачей. Моя работа была рассмотрена на ученом совете и одобрена в качестве учебного пособия, – вспоминает Дмитрий Семенович.
В институте он проработал 18,5 лет. После двух инфарктов ветеран вместе с женой Александрой переезжает жить в Москву к дочери. Здесь Дмитрий Семенович ведет большую работу со школьниками. Он встречается с ними, рассказывает о своих боевых заслугах годах Великой отечественной и не только.
P.S. Секрет долголетия
По мнению ветерана, есть три причины его долголетия – генетика, режим и спорт!
– Я пристрастился к спорту еще в техникуме. У нас рядом были стадион, спортивный зал, кольца, шведская стенка, гири, штанги и многое другое. Я был капитаном футбольной команды. А еще рядом с техникумом была построена парашютная вышка. К нам даже инструктор приезжал из Москвы, но прыгнуть я так и не успел, потому что был призван на фронт, – поделился Дмитрий Семенович.
Спорт помог пережить и тяготы военных лет: непрерывные учения, тренировки, 25-километровый марш и другие испытания.
Фото: из личного архива Дмитрия Семеновича Горяинова
Автор: Елена Фролова
Метки: 100 лет, ветеран Великой Отечественной войны, война с Японией, день защитника отечества, Дмитрий Семенович Горяинов, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За победу над Японией»