Новости

«Это круче, чем быть «эльфом» 80-го уровня»: что дает ребенку спортивный класс

25/08/2020
спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (7)

Проект «Спортивные классы» в Спортшколе олимпийского резерва (СШОР) № 47 Москомспорта набирает обороты. О том, как проходит набор на обучение, Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа рассказала заместитель директора по спортивной подготовке Светланы Андриановой в первой части большого интервью.

Светлана Андрианова

Какие преимущества дает ребенку спортивная жизнь, совмещенная с общеобразовательным процессом, читайте дальше.

– Светлана Анатольевна, в прошлый раз мы коснулись двух важных вещей. Во-первых, вузы. Какие преимущества дает спортивный класс для поступления? Допустим, у кадет есть какие-то плюсы для продолжения обучения в военных училищах. А у учащихся спортивных классов?

– У нас сама школа № 947, на базе которой организованы спортивные классы, сотрудничает со многими вузами. Все они перечислены на сайте образовательного учреждения. Это дает возможность того, что из высших учебных заведений будут приезжать преподаватели, проводить занятия, дополнительные встречи и так далее. Сейчас по поводу преимуществ все четко – как сдал ЕГЭ, такие баллы и получил. Плюс один балл за то, что отучился в спортклассе — такого нет. Зато плюс баллы будут за сдачу нормативов «Готов к труду и обороне», а наши спортсмены практически все имеют золотые значки ГТО. В некоторых вузах это +5 баллов к ЕГЭ, между прочим. Мастера спорта и члены сборных команд в спортивных вузах тоже будут иметь дополнительные бонусы, а в обычных – это будет учитываться при выборе зачисления. При общей сумме балов, конечно, это будет громадный плюс. Примерно, как победитель всероссийской олимпиады по какому-либо предмету. Часто наши ребята идут в РГУФКСМиТ (Российский Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), Малаховку (Московская государственная академия физической культуры) и другие, не только спортивные вузы.

спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (3)

– А теперь, во-вторых. Расскажите немного о вторых мамах и папах детей – тренерах.

– Они у нас разные. Я имею ввиду по возрасту. Есть молодые, но уже имеющие высокий, профессиональный уровень. Есть заслуженные тренеры России. Например, Геннадий Вячеславович Клыпо тренирует у нас гандболистов. А Сергей Сергеевич Крутовских – дзюдоистов и борцов джиу-джитсу. Также и в плавании у нас среди тренеров есть и кандидаты наук, и отличники физкультуры. Старшие группы, где занимаются мастера и кандидаты в мастера спорта, тренируют у нас Светлана Анатольевна Лиц и Елена Юрьевна Пензева. Среди их воспитанников – члены сборных Москвы и России, победители и участники летних Спартакиад.

– Насколько формат спортивных классов распространен в Москве, в России?

– Раньше, в советские времена, это был достаточно распространенный формат. Сейчас есть некоторые сложности. У нас, например, хорошо получается, что мы находимся рядом с общеобразовательным учреждением № 947. А бывает, что спортшкола, бассейн или ФОК расположены сами по себе, а рядом нет никакой общеобразовательной школы. Тогда создание спортивного класса достаточно затруднительно. Поэтому не во всех спортшколах реализуют этот проект.

спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (1)

В таких крупных образованиях, как «Самбо – 70» (Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта города Москвы), разработана целая структура, поэтому у них есть и образование, и тренировки. Как результат – большое количество спортсменов высокого уровня, сборников.

Однако нужно отметить, что ребенку при современной системе образования и таких нагрузках, которые дает школа, достаточно тяжело учиться и тренироваться в том объеме, который требуется для того, чтобы попадать в сборные и показывать высокий результат на международной арене. Только когда учеба и спорт совмещены в единой структуре, тогда это становится вполне возможным. Иначе получается, что ребенок учится и просто посещает секцию (рисование, музыка танцы, а еще футбол). Когда он маленький, это еще возможно совмещать. Как только нагрузка увеличивается, например, с пятого класса (переходный момент, когда закончилась начальная школа), он уже должен определиться, хочет ли дальше серьезно этим заниматься. И если да, то мы всегда рады видеть его в спортивном классе.

– Существуют ли какие-либо ограничения при наборе. Например, можно привести ребенка в проект после пятого класса?

– В принципе, сложнее всего пловцам, потому что у них более жесткий отбор и требовательные рамки. При заявлении на участие в соревнованиях они уже обязаны иметь определенный результат. Им сложнее, так как к определенному возрасту должен быть определенный разряд. Если его нет, то в дальнейшем у спортсмена будут сложности. Невозможно прийти в 15 лет и сказать: «Я только научился плавать, хочу в спортивной школе заниматься!». К этому возрасту мы уже хотим видеть человека с определенным разрядом. Поэтому мы приглашаем в секции детей от 7 лет, учим плавать. Гандболистам, дзюдоистам и футболистам проще. Но их просматривают тренеры. Они должны оценить будущего спортсмена. Поверьте, у них глаз – алмаз! Они понимают, что этот ребенок сможет реализоваться в данном виде спорта. При этом дети сдают определенные нормативы в соответствии с федеральными стандартами, то есть нужно выполнить необходимые упражнения: бег, прыжки, владение мячом и так далее. Когда дети приходят в 7 лет, кажется, что ничего сложного для них нет. Но не все могут выполнить, казалось бы, элементарные вещи.

спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (4)

– Как ребятам помогает развиваться обучение в спортклассе?

– Очень помогает. Для начала нужно понимать, что на сегодняшний день есть очень много деток, которые физически недостаточно крепкие, развитые и не скоординированные. Некоторым детям бывает трудно выводить красиво буквы в тетрадке. А другие с возрастом перестают слушаться учителя. Или на их гиперактивность не сразу обратили внимание. Или они учиться не хотят, мотивация пропала. Причин много. Но все их можно скорректировать занятиями спортом. Тренировки помогают, как ни странно, формированию письма, речи. Умение владеть мячом – важно: когда ребенок правильно ловит мячик двумя, одной рукой, правой, левой, развивается крупная моторика, которая влияет на мелкую моторику, а это речь, письмо, память.

Еще один важный пункт – развитие мышления. Например, гандбол такой вид спорта, где важны тактика и стратегия. Понимание на площадке кому кинуть мяч, куда бежать, за короткий промежуток времени оценить ситуацию. Таким образом, это дает определенное развитие головного мозга. У пловцов – тоже самое – координация (понимание, как должны работать руки, ноги). Вдох – выдох. Все это вместе влияет на головной мозг. И это все тесно связано с речью – умением правильно выражать свои мысли.

спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (6)

Это в нашем детстве были прыгалки, скакалки, казаки-разбойники, а у них — компьютерные игры и гаджеты. Большинство из них погружены в виртуальный мир, где они и показывают высокие результаты, а здесь – не могут. Происходит подмена живого общения виртуальным, человек живет в мире игры – это совсем не здорово. Спорт дает возможность проявить себя, показать всем, на что ты способен, доказать, что ты можешь больше. Чем увлеченнее ребенок занимается спортом, тем меньше он играет в компьютерные игры, у него нет на них времени.

– То есть дети, учащиеся в спортклассах, не только физически улучшают себя?

– Да. Спорт дает возможность разрядиться, снять эмоции негативные и положительные. Известный фактор по поводу выброса адреналина – это выступления на соревнованиях. Сначала это мандраж, переживания. Кроме того, нужно уметь себя настроить на старт, справиться со стрессом. Даже если ты не пойдешь в профессиональный спорт, тебе это пригодится в жизни. В твоей работе. В профессиональной карьере. Стрессоустойчивость – важна. Старт прошел, и когда спортсмен видит свой результат, понимает, что он его улучшил, или, что выиграл поединок – вот это адреналин! Это эндорфины! Это гораздо круче, чем быть «эльфом 80-го уровня». Здорово, когда за тебя радуются члены команды и тренер. Для наших детей очень важна похвала и оценка тренера. Это взрослый человек, которому ребенок доверяет, и ему необходимо знать его мнение. Этот человек влияет на его развитие и воспитание. У нас часто можно встреть неполные семьи, где мамы, бабушки воспитывают подрастающее поколение. Они хотят детям все отдать, но мужское воспитание показать не могут. А когда малыш попадает в команду, где он видит нормальное мужское поведение, где тренер учит уважать женщин, взаимодействовать между товарищами в команде и многому другому, то это уже совсем другое дело.

спорткласс, СШОР 47, Минченко, 2408 (5)

– Когда ребята участвуют в турнирах соревнованиях, особенно если они высокого масштаба, как организовывается их учебный процесс?

– Если ребенок в составе соборной команды куда-то уезжает, школа к этому относится с пониманием. Школьник-спортсмен в это время находится на своеобразном самообучении. При возвращении он сдает необходимые предметы. Например, ученик будет участвовать в первенстве Москвы, потом он попробует свои силы в отборе на летнюю спартакиаду в составе столичной сборной. Получается он фактически на целый месяц выпадет из общеобразовательного процесса. Он будет ходить в школу, учиться, но большую часть времени у него займут тренировки. Соответственно, он потом досдаст все важные предметы. Мы, со своей стороны, информируем школу, что у этого ученика идет серьезная подготовка, чтобы учителя отнеслись с достаточным пониманием. Отмечу, что школа дорожит такими спортсменами, ведь они и общеобразовательное учреждение также представляют на соревнованиях.

сшор 47 1103 дзюдо (2)

– Сколько всего спортивных классов в школе?

– У нас два шестых класса, пловцы и гандболисты. Один пятый класс – пловцы. Седьмой класс – там половина класса пловцы, а другая — ребята, которые не занимаются спортом. Расписание у них так составлено, что, когда пловцы уходят на тренировки, другая часть класса, допустим, идет на английский язык. Потом первые идут на английский, а вторые – на физкультуру. Восьмой класс – пловцы, 30 человек.

— Известная проблема, когда спортсмен уходит по разным причинам из большого спорта, у него начинается жизнь заново. Насколько именно обучение в спортивном классе может помочь в будущем не потерять себя после выхода из спорта?

– Мы сразу говорим папам и мамам, чтобы дорасти до большого спорта нужно проделать огромную работу, нужно столько сил приложить и детям, и родителям. Не всегда взрослые понимают, что ребенок не сразу становится олимпийским чемпионом. Это колоссальный труд. Я не говорю, что это невозможно. Возможно все, было бы желание. Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины. Поэтому здесь важно в самом начале этого большого пути понимать всю его сложность и обращать внимание на то, чтобы образованию уделялось достаточное внимание.

Нужны не только хорошие учителя, родители должны видеть, что на определенном уровне их детям понадобятся репетиторы. Ребенок, часто находящийся на сборах, с которым, естественно, учителя не ездят, нуждается в том, чтобы его подтягивали в том или ином предмете. Однако примерно в 9-11 классах, школьники уже настолько организованы и самостоятельны, что они сами понимают – учиться надо. Их не надо заставлять. Если родитель замотивированный и заинтересованный в успехе ребенка, то он найдет ему репетитора, который будет помогать там, где надо.

сшор 47 0503

Кстати, сейчас родители могут сразу выбрать своим детям определенное направление образования. Например, у наших гандболистов активные папы и мамы заинтересовались лингвистическим направлением. У ребят дополнительный английский язык. Спортсмены, конечно, должны хорошо владеть иностранным. Также на выбор школа предлагает медицинское (Спортивная медицина), математическое (дети могут потом заниматься IT-технологиями и так далее) и другие направления. В любом случае наши ученики в дальнейшем смогут сочетать спортивную жизнь с работой.

А если внимательно рассматривать программы спортивных вузов, то там сейчас настолько широкий выбор! То есть это не значит, что если ты пошел в спорт, то только на тренера можешь выучиться. Там можно выбрать такие направления, как спортивная медицина, спортивная психология, спортивная журналистика. Там столько всего!

Та же спортмедицина это не только спортивный доктор, но и антидопинговое направление. Если не хочешь лечить или контактировать с людьми, пожалуйста – можешь изучать медицинскую технику, создающуюся специально для спортсменов, их тестировать, чтобы улучшить качество тренировок, говорить, что нужно сделать, как построить тренировку и так далее.

Подробную информацию по поводу набора в спортивные классы в СШОР № 47 Москомспорта можно узнать по телефону: +7(495)328-77-76.

Автор: Елена Фролова

Фото предоставили в СШОР № 47 Москомспорта

Метки: , , ,

Выбор редактора